?

Log in

No account? Create an account
Про природу творчества - хаос и creation [entries|archive|friends|userinfo]
Sergei Sokolov

[ website | Serge!Sokolov ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про природу творчества
[]
[сент. 5, 2006|07:48 am]
Previous Entry Поделиться Next Entry

Когда делаешь какую-то чисто механическую работу, мысли текут своим ходом. Сейчас гладил рубашку и подумал о природе творчества.
В голове крутилась одна из песен с последнего альбома Audioslave, и я провёл аналогию со зрением: как взглядом я ощупываю песню, как лучик фонарика внимание фокусируется то на одном инструменте, то на другом, то на общем настроении фрагмента. Видимо, это тот же механизм сознания, что воспринимает не воспоминание о звуке, а и сам звук.
Когда музыка придумывается, она тоже сначала как бы вспоминается, звучит в голове, остаётся её подобрать. Она менее четкая и офрормившаяся, по сравнению с воспоминанием о свежепрослушанном треке, но механизм тот же.
Отчего я и пришёл к выводу, что пожалуй, любое творчество — это воспоминание, чаще несколько, пропущенные через призму реализации. Например, технику рисования художника, или способность правильно подобрать/снять партии музыканта и потом может, ещё старание сознательно как-то видоизменить получившееся.
Настроение творческого человека «навевает» ему тему, вдохновение через ассоциативный механизм: дождливая погод и грустное настроение вызывают сразу несколько воспоминаний об услышанном-увиденном, и ему остаётся только запечатлеть этот микс как новое произведение.
В подтверждение теории приведу научно-поп фильм, который недавно случайно увидел. Фильм про слепо-глухонемых детей, у которых совершенно отсутствует привычное нам восприятие мира: у них остались только прикосновения, вкусы и запахи. К сожалению, они не смогут придумывать музыку, как потерявший слух Бетховен, но, возможно, смогут лепить объёмные скульптуры.
А вот теперь интересно, так ли необходимо, чтобы используемые в творчестве воспоминания поднимались из таких глубин, что самому человеку казались взявшимися ниоткуда [одна крайность] или можно допустить сознательно взять несколько существующих произведений и скомпилировать из них что-то новое [другой полюс]. Где на этом обозначенном отрезке находится «зелёная зона»?

Вот такие мысли и вопросы рождаются, пока гладишь рубашку утром. ..Или вспоминаются? =)
СсылкаОтветить

Comments:
От: (Anonymous)
2006-09-05 05:31 am

(Ссылка)

[User Picture]От: chaka
2006-09-06 04:25 am

(Ссылка)

Врядли. Им не объяснишь ничего: они не могут научиться понимать речь, так как не слышат её; не могут читать и научиться писать, так как не видят. К сожалению, коммуникации с такими детьми практически невозможны.
[User Picture]От: toucha
2006-09-05 05:44 am

(Ссылка)

i think that both, but much more often сознательно (ili bez) взять несколько существующих произведений и скомпилировать из них что-то новое.

sorry for english again - it sucks to type on russian w/o any idea of where the letters are, but thank you for translit anyway - i'll use it...
:)
[User Picture]От: chaka
2006-09-06 04:28 am

(Ссылка)

You can type v transliteracii, tipa vot tak, i potom nazhat' knopku [всё в кириллицу], chtoby poluchilos':
Ёу цан тыпе в транслитерации, типа вот так, и потом нажать кнопку [всё в кириллицу], чтобы получилось:
[User Picture]От: gadika
2006-09-05 07:58 am

(Ссылка)

Оччень мне нравятся твои заметки под тегом think different :-) Интересные мысли приходят в твою светлую голову.
[User Picture]От: chaka
2006-09-05 08:01 am

(Ссылка)

: ) спасибо!
[User Picture]От: li2a
2006-09-05 11:29 am

(Ссылка)

интересные размышления по поводу творчества-воспоминания.
наверное это действительно так потому что большинсво из нас в принципе живут прошлым, даже если оно только однодневной давности :-)
[User Picture]От: chaka
2006-09-06 04:31 am

(Ссылка)

Или секундной.
Впрочем, выполняя некоторые заученные действия мы иногда "живём" будущим, или вообще в параллельной системе. Напр. блуждание мыслей фиг-знает, где, во время глажки рубашки )
[User Picture]От: _petrusha
2006-09-06 12:48 am

(Ссылка)

Перечитываем Платона. )
[User Picture]От: chaka
2006-09-06 04:22 am

(Ссылка)

Платон писал о творчестве?
Или ты хочешь выдать что-то в его духе? =)
[User Picture]От: hungryears
2006-09-06 06:47 am

(Ссылка)

Петруша, наверное, имеет в виду "мир идей".
[User Picture]От: chaka
2006-09-06 06:51 am

(Ссылка)

Я лох необразованный, не читал.
[User Picture]От: hungryears
2006-09-06 07:38 am

(Ссылка)

Я тоже лох необразованный) Просто я учился на программиста в том же ВУЗе, в котором Петруша учился на философа, и мне приходилось сдавать экзамены по философии) К счастью, я почти все забыл))
[User Picture]От: _petrusha
2006-09-06 05:14 pm

(Ссылка)

На философа я учился в высшей комсомольской школе. ))
Не ходите туда, там все по старому и програмистов там таких же учат как и философов.
А про мир идей и вспоминание все правда.
Чацкий, напиши в яндексе "Платон, мир идей, вспоминание" - все найдешь, лох необразованный.
[User Picture]От: hungryears
2006-09-06 07:22 am

(Ссылка)

Мне аналогия с воспоминаниями кажется интересной, но поверхностной - тот факт, что в обоих случаях имеет место оформление вовсе не говорит о глубинном родстве этих двух процессов. Мне ближе такое восприятие творчества (сорри, цитирую свой же камент из ЖЖ-дискуссии на схожую тему):

По-настоящему хорошая музыка исходит вообще не из человека (и всяких его отделений), а откуда-то совсем из других сфер. Человек - лишь проводник, и чем меньше у него за душой - тем лучше проводимость. Самое лучшее создается в состоянии "дзен" - когда тебе удается отбросить весь этот хлам, накопленный за душой, за спиной, в голове и сердце, когда ты прозрачен.
Именно поэтому многие гении в жизни были полными отморозками)
[User Picture]От: hungryears
2006-09-06 07:28 am

(Ссылка)

Что касается описанных тобой полюсов ("воспоминания из глубин" и "компиляция"). Мне кажется, если человек компилирует что-то новое - это уже означает, что к делу подключились его "глубины"; он использовал язык чужих произведений для выражения своей индивидуальности. Но такая компиляция редко бывает сознательной - и это уже скорее синтез, чем компиляция. Сознательная компиляция обычно дает на выходе "попсу", т.е. мертвые поделки из популярных клише.
[User Picture]От: hungryears
2006-09-06 07:33 am

(Ссылка)

Кстати, самое хорошее, что я читал на тему творчества - это "Творчество" Ошо.